Виктор Корякин и Федор Садовничий: На соревнования российского уровня выйти нереально… Пока
Впервые за три года амурские спортсмены вошли в призовую тройку на чемпионате Дальнего Востока по авторалли. Недавно завершился пятый, заключительный этап в Хабаровске, после которого наши земляки сумели завоевать третье командное и третье личное место. О своем пути к победе и развитии авторалли в Приамурье читателям Amur.net рассказывают участники чемпионата Виктор Корякин и Федор Садовничий.
- В автоспорте много различных видов. В чем заключаются особенности авторалли?
- Авторалли – это гонки на определенном скоростном участке. Гоночная трасса – это участок обычной грунтовой дороги общего пользования, обычно от семи до пятнадцати километров, которая на время гонок перекрывается для обычного движения. Участникам дается прописка – три пробных прохождения для того, чтобы изучить маршрут. Дорога может быть весьма в плохом состоянии. Машины стартуют по очереди с интервалом в две минуты, чтобы не догнать друг друга. Задача: проехать как можно быстрее. Поэтому в экипаже два человека: пилот ведет машину, а штурман – пилота.
- Ребята, давайте назовем всех спортсменов амурской команды, которая, наконец, смогла взойти на дальневосточный пьедестал почета.
- В команду входило три экипажа. Причем, помимо командного, каждый экипаж занял и неплохое место в личном зачете. Третье место: пилот Федор Садовничий, штурман Геннадий Набережный; четвертое место: пилот Виктор Корякин, штурман Анастасия Яковлева; пятое место: пилот Дмитрий Дорошенко, штурман Александр Юденков. Занять эти места мы смогли на последнем этапе чемпионата, где выступили наиболее удачно.
- А сколько всего было участников? И какие регионы были представлены?
- Было пять команд. Кроме нашей, две из Приморья и две из Хабаровска. Также был отдельный экипаж из Якутии.
- Выступление нынешнего года – это продвижение вперед?
- Да. Последние два года амурские автораллисты ни разу не занимали призовые места. Для нас этот результат – несомненный успех.
- А раньше были у амурского авторалли успешные сезоны?
- 2006 год был, наверное, наиболее удачным. Тогда наша команда заняла второе место, и в личном зачете было серебро.
- А чем же был вызван спад?
- Предыдущее поколение – наши отцы – перестали ездить, перешли на тренерскую работу. Сменилось поколение, нам, молодым, приходилось набираться опыта, дорабатывать машины. И вот, начались первые результаты. Последние гонки как раз показали, что мы уже можем выступать на хорошем уровне, что неплохо подготовили технику. Но, конечно, мы еще только растем, это не предел мечтаний.
- Понятно, что в гонке техника играет огромную роль. Но кроме нее, что от вас требуется для того, чтобы показать высокие результаты?
- Собственная концентрация, важно не переволноваться перед стартом. Сохранить хладнокровие во время гонки. А еще очень многое зависит от слаженной работы экипажа. От штурмана зависит не меньше, чем от пилота.
- Каковы обязанности штурмана?
- Во время ознакомления со скоростным участком составляется стенограмма, где прописывается чуть ли не каждый метр дистанции. Размечается, с какой скоростью надо ехать. По этой стенограмме штурман ведет пилота, предупреждает о поворотах, ямах. И пилот слепо верит ему: сказал налево – сразу поворачивает. Так что полное доверие и тесное взаимодействие – вот залог успеха.
- Тогда у меня вопрос конкретно к Виктору. Я так понял, что у вас штурман – девушка. Как так получилось, что в столь мужском спорте выступает на равных представитель прекрасной половины человечества?
- Наш штурман Анастасия – дочь Александра Ивановича Яковлева, дважды мастер спорта по авто- и мотоспорту. Девушка пошла по стопам отца, как и многие у нас, кстати. Так что нет ничего удивительного в том, что она участвует в ралли. Она участвует также и в ледовых гонках.
- Надежный штурман?
- Надежный! И проверенный.
- Как я вижу, династии в автоспорте процветают. Почему так получается?
- Тут два момента. С одной стороны, с детства видишь, чем увлекается отец, возишься в гараже, ездишь на машине, проникаешься любовью к этому спорту. А с другой – материальный момент: остается техника, имеешь нужные умения и навыки. Ведь сейчас нет такого, как было раньше: ДОСААФ выдал машину спортсмену – катайся! Дороговатый вид спорта для того, чтобы с нуля начинать. То есть, получаем мы наследство и духовное, и материальное.
- Федор – автораллийщик потомственный, а Виктор – вроде бы нет. Как же вы смогли попасть в этот вид спорта?
- С самого детства мечтал попасть в автоспорт. В школе, на УПК увидел гоночные автомобили и пошел в кружок. Проходил там практику, долгое время крутил гайки. Постепенно втянулся, потом предложили поездить штурманом, в качестве которого выступал четыре года. А потом появилась возможность пересесть за руль.
- А всегда хотелось стать пилотом?
- Да, почему-то всегда хотел именно этим заниматься.
- Штурман – это человек второго сорта в экипаже?
- Нет, это абсолютно равные члены экипажа. Многие целенаправленно работают именно штурманами. Мне самому штурманская школа и сейчас очень помогает. Потому что знаешь, как он работает, и лучше с ним взаимодействуешь. Лучше понимаешь, что спрашивать со своего штурмана.
- Раллийный автомобиль делается на базе обычной легковой машины. Что вы делаете для того, что она стала именно раллийной?
- Прежде всего, из него выбрасывается все лишнее: салон, вырезаем лишнее железо, все детали обшивки. Ставится каркас для прочности. Заменяются валы в двигателе, трансмиссия… В общем, проводится комплексная переделка.
- А какие качества приобретает автомобиль после полной переделки?
- Он становится значительно легче, «ходовка» становится жестче, мощность увеличивается. Максимальная скорость особо не меняется, потому что переоборудование проводится с учетом на развитие динамики разгона. Чтобы автомобиль мог резко разгоняться и тормозить. Все делается для того, чтобы максимально эффективно входить в повороты и выходить из них.
- Что нужно нашему автоспорту, чтобы занимать первые места?
- Тренировки нужны. Постоянная состязательная практика, чтобы оттачивать свои навыки, проверять автомобиль. К сожалению, нет трассы. И соревнования. Даже местного уровня. Чтобы был накат.
- У нас есть картодром, который последнее время все активнее используется. Это место вам подходит?
- Нет, неподходящее. Нам нужно грунтовое покрытие. Но дороги вокруг Благовещенска либо разбиты, либо активно используются.
- А по финансам: куда идут основные расходы?
- На технику, обмундирование и на поездки. Конечно, в основном, это переделка автомобиля.
- Чемпионат закончился и закончился неплохо для нашей команды. А что будет дальше?
- Следующий шаг: открытие первого этапа чемпионата Дальнего Востока в Благовещенске в феврале будущего года. Он проходит у нас традиционно. Трасса будет ледовая в районе Третьего Владимирского озера и по протоке в сторону Усть-Ивановки. Эту нашу специфику любят многие гонщики, так что приедет немало участников.
- Хорошо. А выйти на всероссийский уровень вы собираетесь?
- Это нереально.
- Нереально вообще или нереально пока?
- Нереально пока. Потому что на российских чемпионатах скорости значительно выше, техника намного серьезнее. И все потому, что там совсем другие бюджеты. Намного больше, чем у нас. Чтобы выходить на такой уровень надо коренным образом поменять нашу материальную базу, подготовить совершенно новые машины. И на поездку тоже большие суммы нужны.
Мы надеемся, что в дальнейшем ситуация улучшится, что наш спорт поддержат, но пока планируем будущее, исходя из своих возможностей.